|
Великий коммуниколог: Джон фон Нойманн
|
Джон фон Нойман и Оскар
Моргенштерн считали, что люди общаются, как бы играя в игру. Они обратили внимание на то, что компоненты
процесса общения также похожи на составные части игры. Игроки
В каждом процессе общения
принимают участие игроки (участники коммуникативного акта) |
В
процессе общения игроки совершают ходы – отдельные акты вербального и
невербального общения.
Ходы
делаются по правилам, которые устанавливают участники. Однако, часто на
установленные правила оказывает влияние и окружающая среда.
Делая
ходы по правилам, игроки используют определенную стратегию действий.
В
ходе игры игроки стремятся добиться определенной поставленной цели.
|
|
|
55. Возможная
проблема: Общаясь, мы далеко не
всегда четко определяем правила, стратегию и цели. Если наш собеседник не знает, по каким
правилам мы намерены с ним общаться, в чем состоит наша цель, и какую
стратегию мы используем, то общение наше будет малопродуктивным. |
|
7.1. О чем подумать: Определите компоненты коммуникативной игры
в одном или нескольких эпизодах вашего общения. Какие игроки принимали участие в этих
коммуникативных актах? Какие ходы
предпринимали игроки? Какие правила
(скрытые и явные) были представлены?
Какую стратегию преследовали участники? Кто достиг, а кто не достиг своей цели? |
|
Великий коммуниколог: Эрвин Гоффман
|
Элементы
представления
Канадский
социолог Эрвин Гоффман предложил совсем иной подход к действиям людей в
процессе общения. Он считал, что люди
в процессе общения как бы разыгрывают спектакль перед аудиторией. |
У
каждого участника коммуникативного акта есть своя сцена, то место, где он
разыгрывает свой спектакль с участием других лиц.
У
каждого участника (или группы участников) также имеются кулисы, за которыми он
(или они) готовятся к представлению.
Внешняя
среда обозначает как бы мир за пределами театрального зала, который не
допускается на представление без билета.
|
|
|
56. Возможная
проблема: Ой, как часто мы путаем
сцену, кулисы и внешнюю среду! Отсюда
очень много проблем в общении. То, что
предназначено для кулис, не должно показываться на сцене. Также не следует и широко распахивать двери
на спектакль для всех! |
|
7.2. О чем подумать: Попробуйте проанализировать те же самые
эпизоды общения с точки зрения теории Гоффмана. Что происходило на сцене? Что происходило за кулисами? По какому принципу участники спектакля
отбирали свою аудиторию? |
Наконец,
Джозеф Люфт и Харрингтон Ингам разработали еще один вариант взгляда на
представление себя в процессе общение.
Они назвали свой конструкт «окном Джохари» (в российской традиции часто
называется «окном Джогари»). Окно
Джохари описывает четыре составляющие презентации человеком самого себя другим
лицам.
Что мы знаем Что
не знаем
О себе о себе
|
Что мы знаем о себе |
Что мы не знаем о себе |
Что
другие знают о нас |
Открытое |
Слепое |
Что другие не знают о нас |
Закрытое |
Неизвестное |
Открытое
окно включает в себя информацию, которую мы о себе знаем и представляем ее
другим – как наше имя, некоторые наши привычки и качества.
Закрытое
окно описывает информацию, которую мы о себе знаем, но другим не сообщаем. Сюда включается та информация, которую мы
хотели бы сохранить в тайне от других.
Слепое
окно описывают информацию, которая известна другим, но неизвестна нам. Сюда входит то, как мы воспринимаем человека
со стороны, в то время как он сам не имеет ни малейшего об этого понятия.
Неизвестное
окно включает ту информацию, которая неизвестна ни нам, ни другим людям.
Размер
створок окна Джохари может изменяться: если мы разговариваем с другом, то самой
большой створкой является открытое окно.
Если же мы сидим на экзамене, то для нас самым большим окном может
являться слепое (мы не знаем, что в этот момент думает
о нас преподаватель) или закрытое (если мы списываем под партой!).
В
психотерапии (а именно для этой области прилагали свой интеллектуальный труд
Джо и Харри) терапевт работает над изменением слепой и неизвестной створок,
переводя информацию из этих окон в открытое или закрытое окно. В простом же общении мы должны уметь
контролировать размер этих створок, занимаясь нашими «играми» или «представлением
себя» в различном контексте.
|
57. Возможная
проблема: Очень внимательно
следите за реакцией окружающей среды на ваше общение! Это может дать вам ключ к пониманию того,
что содержится в слепой створке окна Джохари!
Иногда мы совершенно не видим этой обратной связи, и продолжаем себя
вести так же, как и раньше, к вящему неудовольствию окружающих! Также не следует пытаться любым образом
вытащить из закрытого окна информацию о вашем собеседнике. Наконец, следует помнить, что есть еще и
неизвестное окно, т.е. Бог весть, какие таланты и необычные дары кроются в
ваших собеседниках и вас самих! Кто
знает, что произойдет завтра! |
|
7.3. О чем подумать: Нарисуйте окно Джохари для нескольких
ваших разговоров. Какие факторы
ситуации общения влияли на размер створок?
Изменились ли створки в ходе общения?
По каким сигналам вы могли судить об этом? |
|
7.4. О чем подумать (ОСОБЕННО СЛОЖНОЕ ЗАДАНИЕ): Сравните три подхода к представлению
себя. Какие аспекты отличают каждую из
моделей? В каких ситуациях полезна которая из моделей? Сможете ли вы синтезировать все три подхода
в одну модель, которую мы впоследствии назовем вашим именем? |
Представление
себя, заявление своих целей и самораскрытие приемлемо далеко не всегда. Следует учитывать так называемые «факторы
момента».
Представление
себя должно проходить тогда, когда участники готовы к этому эмоционально. Важно подготовить соответствующий моменту вес
отношения к проблеме и помочь участникам правильно воспринять эту информацию.
Представление
себя должно проходить в определенной ситуации.
Далеко не всегда ситуация располагает к самораскрытию.
Представление
себя или самораскрытие должно хорошо укладываться в контекст, в котором
происходит общение. Иногда самораскрытие
или представление себя может выбиваться из общего хода событий в непрерывном
процессе общения.
|
58. Возможная
проблема: Далеко не каждая
ситуация предполагает самораскрытие и представление себя! Всегда анализируйте ситуацию общения,
прежде чем решать – можно ли в этой ситуации провести представление себя. |
|
7.5. О чем подумать: Опишите случаи общения, в которых не были
соблюдены факторы момента, а также такие случаи, в которых все факторы
момента были учтены. Как это сказалось
на ходе разговора? Удалось ли достичь
целей в обоих случаях? Часто бывает,
что целей удается достичь даже в то время, когда все факторы момента учтены не были, однако требуются определенные действия по
ремонту такой ситуации. Если вы
принимали участие в такой ситуации общения, какой «ремонт» вам пришлось
провести? Если нет, то, как вы
думаете, какие действия могут потребоваться?
Почему? |
Самораскрытие
и представление себя опирается также на целую серию навыков. Для того, чтобы это
делать эффективно, необходимо развить в себе следующие умения общения:
Всегда
старайтесь описывать свои чувства, а не говорить о ком-то другом и его
интерпретации событий – вы можете ошибаться, а вашему собеседнику все равно
нужна именно ваша точка зрения!
Очень
плохо, когда вашему собеседнику непонятно, как вы объясняете некую возникшую в
вашем общении дилемму – ситуацией в которой вы
оказались или же характером вашего собеседника.
Проанализируйте ситуацию общения и сообщите о вашем мнении вашему
собеседнику – только сделайте это вежливо и с учетом его потребностей!
Всегда
поддерживайте невербальный контакт.
Очень вредит делу взгляд в сторону и бормотание себе под нос!
Практически
всегда в общении есть место гибкости и рассмотрению нескольких вариантов
действий!
Оценка
в устах вашего собеседника может звучать осуждающе. Поэтому учитесь именно описывать проблему, а
не давать ей оценку!
Это
положение совсем не означает, что нужно во всех ситуациях рубить
правду-матку. Однако необходимо, если
этого просит ваш собеседник, без обиняков и напрямую сообщить свою точку зрения
по определенному вопросу. Увиливание от
ответа страшно раздражает!
Не
отказывайтесь от возможности пообщаться в новом для вас контексте! Это может открыть неизвестные дотоле
возможности!
Имейте
точку зрения по всем вопросам. Очень
часто нейтралитет – не самая выигрышная позиция.
Стремитесь
к равенству в том смысле, что вне зависимости от вашего статуса уважайте мнение
другого человека и давайте ему высказаться, выслушайте его и поделитесь с ним
обратной связью.
|
59. Возможная
проблема: Как редко мы соблюдаем
эти простые правила в общении! |
|
7.6. О чем подумать: Попробуйте соблюдать эти простые правила в
течение определенного времени.
Напишите краткий отчет по поводу того, что получилось. Какие правила оказались самыми сложными, а
какие простыми? Какие правила не
пригодились вообще? Какие правила вы
бы добавили, исходя из собственного опыта? |
Представление
себя и самораскрытие может носить форму самоосуществляющегося пророчества,
когда приписываемое человеку поведение в течение некоторого времени на самом
деле становится чертой его характера.
Особенно часто это встречается в детском возрасте.
Типы
самоосуществляющегося пророчества:
1.
Исходящее от субъекта: Субъект сам считает, что имеет какие-то черты и
это влияет на его поведение.
2.
Исходящее от ожиданий других: Человек действует в соответствии с
ожиданиями, которые он воспринимает исходящими от других людей.
|
60. Возможная
проблема: Если постоянно говорить
человеку, что он – тупица и неудачник, он именно
таким и вырастет! Нельзя говорить
малышу, что он вор, если он взял конфетку.
Нельзя говорить: «Ты-то куда лезешь? Сидела бы тихо!» человеку,
который стремится достичь определенных высот.
Все эти высказывания могут обернуться самоосуществляющимся
пророчеством. |
|
7.7. О чем подумать: На основании всех семи тем, предположите,
какие причины вызывают появление самоосуществляющегося пророчества. Затем предложите меры, при помощи которых
можно бороться с негативными последствиями самоосуществляющегося пророчества. |
Традиционно,
в социальных науках проводится четкое разграничение между стилями представления
себя, которые наблюдаются у мужчин и женщин.
·
Женщины
более придирчиво относятся к выбору партнеров; мужчины не столь разборчивы;
·
Женщин
привлекают мужчины с ресурсами;
·
Мужчины,
которые хотят понравиться женщинам, преувеличивают свой социальный статус,
стремятся казаться старше, гордятся своими атлетическими способностями,
демонстрируют свои «мягкие» черты характера.
·
Мужчин
больше интересуют и привлекают женщины, которые способны родить и вырастить
потомство, а также мужчины делают различие между партнершами на краткий срок и
на более длительный срок.
·
Женщины,
общаясь с мужчинами, подчеркивают свою молодость, здоровье, ведут себя игриво.
|
7.8. О чем подумать: Приведите свои аргументы в защиту этих
постулатов или в их опровержение.
Обоснуйте свою позицию, используя в качестве аргументов положения
нашей науки. |
Как
связаны с представлением себя теория социальной конструкции реальности и
максимы общения?
Каким
образом на представление себя влияет ситуация?
Каким
образом на представление себя влияет восприятие?
Каким
образом на представление себя влияет использование механизмов вербального
общения?
Каким
образом на представление себя влияет использование механизмов невербального
общения?
Каким
образом на представление себя влияет умение слушать?
Разберите
данную ситуацию межличностного общения.
Используйте для вашего анализа все семь тем нашего курса. Предложите:
-
3 или 4 конструкта, которые описывают проблему;
-
3 или 4 конструкта, которые могут быть полезными
в поиске разделенного значения
-
Представьте
ваши выводы на 1-2 страницах связного текста, четко разбитого по темам.